Легенды Алтая это чаяние народов его населяющих, надежда на избавление. Каждый народ, каждый этнос, имеет свои неповторимые сказки, легенды, свой эпос, своих богатырей и героев, наделяемых неповторимыми, никем другим не неподражаемыми доблестями.
Носителями таких доблестей являются, конечно же, богатыри, мудростью народных сказок возведённые до размеров холмов и горных вершин, эти уснувшие и окаменевшие богатыри, которые, придёт время, встанут... И, тогда враг - держись! Поберегитесь тогда обидчики или несправедливые властители!
Отождествляя себя со своими былинными богатырями, представители родов и народов, развивали в себе те качества, которыми обладали их былинные герои.
Так, сойотский богатырь Ак-Кебек, гарцевавший только на бело-голубом коне, с лёгкостью перепрыгивающий на нем озера и реки, и доблесть всех сойотов - уметь скакать на лошадях через широкие потоки и переплывать на них все реки и озера стала лишь сойотской доблестью.
Теленгинский богатырь Ер-Токсын - самый знаменитый охотник на протяжении всей реки Ала-Ирт, которой он дал новое имя Абакан, то есть медведь-хан, и, так же, дал имена истокам, составляющим эту реку.
Но другой богатырь Уйдзен-Пег без лошади сумел перескочить через реку Абакан, и эти доблести - охота и умение давать название рекам и горам и умение прыгать через реки без лошади - опять-таки составили сказки и песни, прославляющие доблести теленгитского народа.
Легенды Алтая не дают угаснуть надеждам на то, что спящие Алтайские хребты - эти окаменелые богатыри - скоро встанут и явят истинное лицо алтайского народа, все еще ласкает сердце скромного алтай-кижи. И хотя отчасти эта мечта осуществилась в виде возникновения самостоятельной, Алтайской республики, алтайцы все-таки, опираясь на легенды и сказания прошлого, ожидают более великого и чудесного будущего.