В традиции рассказывания сказок у алтайцев был запрет рассказывать сказки тем, кто не умеет этого кайчиделать, иначе сказка может их наказать. К тому же алтайские сказочники рассказывали сказки не в любое время года.

Их можно было рассказывать только зимними вечерами или ночами. По представлениям алтайцев рассказывая сказки, они вызывают духов.

Днём справляются все домашние дела, приход духов может навредить человеку и домашним животным. Летом же плодится скот и присутствие духов опять же не желательно. Исполнение сказаний весной может вызвать «джут» непогоду грозящую падежом ослабленного за зиму скота. Осенью во время листопада проводились многочисленные моления богам и предкам, после чего они засыпали до весны.

Сказки имели магический, сакральный смысл. Считалось, что зимой они охраняют людей от потусторонних сил. Сказка играла охранно-очистительную функцию и ритуально-магический характер в обрядовой системе.

Сказитель-кайчи должен не только исполнять горловое пение, но одновременно с этим он произносит текст героического сказания. Кайчи– это не профессия. Это любовь и преданность древнему искусству, это порыв души и сердца. Только услышав можно понять и оценить силу и мощь выступления:

Обладая феноменальной памятью, кайчи всеми силами стараются сохранить народную мудрость, не разбрасывая и не расплёскивая - “токпой-чачпай” – так звучит это на алтайском языке.

Десятки тысяч стихотворных строк помнят кайчи, они могут исполнять их, на  протяжении нескольких дней и ночей, с каждым новым исполнением голос кайчи становится сильнее, увеличивается энергетика и ритмика звучания сказаний.

Метки: ,